Эксперт рассказала, как подросткам оформить самозанятость без согласия родителей

Подростки в России могут официально работать как самозанятые с 14 лет, но для этого требуется согласие родителей. Процесс регистрации прост и полностью проходит онлайн, а налоговые ставки для них такие же, как и для взрослых, рассказала aif.ru экономист и бухгалтер Ирина Луценко.

«Согласно российскому законодательству, разрешено регистрировать самозанятость с 14 лет. Однако важное условие для подростка 14-17 лет — наличие письменного согласия родителей, усыновителей или попечителя. Без этого документа налоговая служба не поставит несовершеннолетнего на учет как плательщика налога на профессиональный доход (НПД)», — пояснила эксперт.

Также она назвала два случая, когда согласие взрослых не требуется. Первое — вступление в брак до 18 лет. После получения свидетельства о браке подросток автоматически становится полностью дееспособным. Второе — эмансипация через органы опеки или суд. Если несовершеннолетний работает по трудовому договору или с согласия родителей ведет бизнес, его могут объявить полностью дееспособным, и тогда для регистрации самозанятости достаточно паспорта.
Ирина Луценко обратила внимание на то, что процесс регистрации самозанятости и налоговая ставка для подростка ничем не отличаются от взрослого. Юный предприниматель также может подать документы на регистрацию онлайн через приложение «Мой налог», личный кабинет на сайте ФНС, портал «Госуслуги» или банк-партнер. При этом подача бумажных заявлений в налоговую инспекцию не требуется. Налоговая ставка для всех самозанятых единая: 4% с доходов от физических лиц и 6% от юридических лиц и ИП. Максимальный годовой доход — 2,4 миллиона рублей.

Эксперт подчеркнула, что есть ограничения по роду занятий, которые запрещены для несовершеннолетних: к ним относятся перепродажа чужих товаров, торговля подакцизной продукцией (алкоголь, бензин, сигареты) или маркированными товарами (шубы, обувь, постельное белье), также подростки не могут нанимать работников. К числу разрешенных видов деятельности относятся: фото- и видеосъемка, копирайтинг, изготовление кондитерских изделий, ручная работа, курьерские услуги и репетиторство.

Экономист обратила внимание на налоговые послабления, которые действуют со стороны государства в отношении юных предпринимателей. «При первой регистрации государство дарит налоговый вычет 10 000 рублей. Это не живые деньги, а автоматическое снижение ставки: 1% вместо 4% при работе с физлицами и 2% вместо 6% — с юрлицами. Вычет действует, пока не израсходуется вся сумма. Налог начисляется автоматически в приложении до 12 числа следующего месяца, а уплатить его нужно до 28 числа. Если сумма налога меньше 100 рублей, ее переносят на следующий месяц, уточнила экономист», — резюмировала Ирина Луценко.

  • Новости Херсонской области
  • молодежь
  • Новости соседних регионов по теме:

    Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
    17:45 23.06.2026 УФНС по Иркутской области - Иркутск
    Это архивная публикация - она может содержать устаревшую информацию.
    16:01 20.06.2026 ФНС - Киров
    Федеральная налоговая служба России при проверках самозанятых использует риск-ориентированный подход и обращает внимание только на отдельные финансовые операции, которые могут свидетельствовать о нарушениях,
    10:27 20.06.2026 ИА Татар-информ - Казань
    Результаты администрирования плательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых) озвучила заместитель руководителя УФНС России по Кировской области Татьяна Шустова в своем выступлении на заседании Общественного с
    17:00 19.06.2026 Зуевский район - Зуевка
    Для лиц с тремя и более несовершеннолетними детьми Налоговым кодексом РФ  предусмотрены вычеты , уменьшающие сумму налогов на недвижимое имущество, напоминает ФНС России .
    17:14 19.06.2026 ВТК-24 - Вуктыл
    Результаты администрирования плательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых) озвучила заместитель руководителя УФНС России по Кировской области Татьяна Шустова в своем выступлении на заседании Общественного с
    15:49 19.06.2026 Зуевский район - Зуевка
    Результаты администрирования плательщиков налога на профессиональный доход (самозанятых) озвучила заместитель руководителя УФНС России по Кировской области Татьяна Шустова в своем выступлении на заседании Общественного с
    15:35 19.06.2026 Кикнурский округ - Кикнур
    С 1 июня эту меру поддержки могут получить родители с двумя и более детьми, с доходов которых уплачен налог на доходы физических лиц (НДФЛ) за 2025 год.
    15:19 19.06.2026 Администрация Балаково - Балаково
    С 1 июня эту меру поддержки могут получить родители с двумя и более детьми, с доходов которых уплачен налог на доходы физических лиц (НДФЛ) за 2025 год.
    15:00 19.06.2026 Балаковские вести - Балаково
    В регионе зарегистрирован 101 тыс. 991 плательщик налога на профессиональный доход.
    14:57 19.06.2026 Newsler.Ru - Киров
    Сдача квартиры в аренду без налогов — это не вариант, а риск. Налоговая сегодня видит всё: деньги в банках, объявления на сайтах, поведение арендаторов и даже сообщения соседей.
    14:55 19.06.2026 RuInformer.Com - Севастополь
    Число самозанятых в Екатеринбурге выросло на 10 тысяч с начала 2026 года.
    12:00 19.06.2026 Четвертый канал - Екатеринбург
    Для лиц с тремя и более несовершеннолетними детьми НК РФ предусмотрены вычеты , уменьшающие сумму налогов на недвижимое имущество.
    10:53 19.06.2026 МФЦ - Челябинск
     
    По теме
    Генический районный суд Херсонской области вынес приговор по уголовному делу, возбужденному следователем Отдела МВД России «Генический» в отношении 55-летнего местного жителя.
    Скадовским районным судом Херсонской области вынесен приговор по уголовному делу, возбужденному следователем следственной части ГСУ ГУ МВД России по Херсонской области в отношении 45-летней жительницы г. Севастополя.
    Прокуратурой Скадовского района Херсонской области поддержано государственное обвинение по уголовному делу в отношении 45-летней жительницы Севастополя.